Житие и прославление
Второе обретение мощей
Чудеса преподобного Александра Свирского
Александр Свирский – прославление 17/30 апреля 1641 года. (память 30 августа/12 сентября)
День рождения святого 15 июня 1448 года совпал с днем памяти пророка Амоса, имя которого и нарекли мальчику при крещении. Родители его, Стефан и Васса (Василисса), были крестьяне приладожского села Мандеры, на берегу реки Ояти, притока реки Свири. У них было двое детей, которые уже выросли и жили отдельно от родителей. Но Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились и услышали голос свыше: «Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам».
Когда Амос подрос, родители отдали его учиться грамоте, но учение давалось отроку с трудом. Тяжело переживая это, Амос часто молил Бога о помощи. Однажды он отправился в близлежащий Острожский Введенский монастырь и стал горячо молиться перед иконой Божией Матери. Во время молитвы отрок услышал голос: «Восстани, не бойся; а еже просил еси, имаши восприяти». С тех пор Амос стал преуспевать в учении и вскоре опередил своих сверстников.
Амос рос особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегая игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. По исполнении совершеннолетия он однажды встретился с валаамскими монахами, пришедшими на Оять для покупки необходимых монастырю вещей и по другим хозяйственным нуждам. Валаам к этому времени уже слыл монастырем высокого благочестия и строго подвижнической жизни. Разговорившись с ними, юноша заинтересовался их рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнической жизни иноков. Зная, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на Валаам. Ночь застала его на левом берегу Свири, возле небольшого озера, расположенного верстах в восьми от реки. Помолившись, чтобы Господь наставив его на путь спасения, Амос уснул.
Услышал во сне голос:
— О, человече! Во обитель Всемилостивого Спаса на Валааме, добре ти путь строится. Иди с миром. Там поработаеши Господеви, а потом вернешься на сие место и сотворишь здесь обитель. Мнози спасени тобою будут.
В Житии святого рассказано, что Господь послал Амосу спутника по безлюдной местности — своего ангела.
«И путь этот, который другие проходят с трудом, во много дней, они прошли очень скоро, под направлением доброго спутника».
Семь лет жил Амос в монастыре как послушник, ведя суровую жизнь. Дни проводил он в трудах, ночи в бдении и молитве. Иногда обнаженный до пояса, весь покрытый комарами и мошками, молился в лесу до утреннего пения птиц.
В 1474 году Амос принял постриг с именем Александр. Через несколько лет родители случайно узнали от пришедших в Мандеру карелов, что сын стал иноком. Тогда Стефан, «распалившись отеческою любовью» отправился на Валаам, чтобы увидеть Александра и «успокоиться о нахождении его». Вначале инок Александр долго отказывался от беседы с отцом и не соглашался даже выйти к нему на крыльцо своей кельи, но потом, уступая уговорам игумена, согласился на встречу.
Стефан, увидев сына истомленного трудом и постом, одетого в худую одежду, начал уговаривать его вернуться домой.
— Чадо мое возлюбленное! — говорил он. — Послушай отца твоего, иди в дом твой и утешь печаль родителей твоих! Твори по воле своей в дому своем, только не отлучайся нас, родителей твоих. Егда же перейдем от жизни во оную жизнь, ты, чадо, да послужиши нам при погребении, и будеши наследник имению нашему, и тогда, якоже хощеши, тако сотвориши!
Предложение отца было неприемлемо — не мог инок оставить монастырь и вернуться в мир. Но и противоречить отцу тоже было нельзя. Положение складывалось безвыходное, но преподобный сумел найти правильный ответ. Не возражая отцу, он начал уговаривать его самого уйти в монастырь.
— Глаголю же ти! — сказал преподобный,— иди ныне в дом твой с миром, и вся, елика обещал еси мне собранная имения твоя, продаждь и раздай нищим, и имете имаши сокровище неоскудеваемое на небеси… Устрой о дому своем еже ти изрекох, и иди в монастырь Пресвятыя Богородицы во Остров, и туда пострижешися, и спасение души своей получиши…
Стефан не ожидал такого ответа от сына.
Не говоря сыну ни слова, развернулся он и отправился в монастырскую гостиницу. Александр не останавливал его. Вернувшись в келью, он погрузился в молитву, испрашивая помощи Господа, чтобы последовал отец его совету.
И услышана была молитва преподобного Александра.
«Человеколюбивый Бог, желающий всем спастись, скоро услышал молитву его, и страх Свой вложил в сердце отца и умиление в душу его. После чего, горя огнем божественной любви, пришел к сыну своему, преподобному Александру, говоря: «Се, чадо, отсели вся повеленная тобою сотворю, якоже рекл еси; разумех бо от поучения твоего, яко ничтоже есть свет сей маловременный: он бо вселися во утробу мою, и вся внутренняя моя распалишись от любве Божия, и ктому не нареку тя сына, но отца своего и учителя».
Так вместо возвращения сына, родители Александра сами ушли в монастырь и, приняв имена Сергия и Варвары, закончили свою земную жизнь в Островском Введения Пресвятые Богородицы монастыре, где некогда молились о даровании сына.
После их смерти преподобный Александр, по благословению игумена монастыря, поселился на уединенном монастырском острове, где в расщелине скалы устроил келью и продолжил свои духовные подвиги.
— Воля Господня да будет, чадо, над тобою! — сказал игумен..
В тот же день, не взяв с собою ничего кроме одежды, которая была на нем, преподобный Александр поплыл на материк. В северо-восточной части Валаамского архипелага расположен открытый всем ладожским ветрам Святой остров. Здесь, в сохранившейся и до наших дней пещерке, вырубленной в скале, пятьсот лет назад подвизался в молитвенных подвигах преподобный Александр Свирский.
Пещерка невелика…
Когда проходишь в нее, плечи задевают за гранитные стены. Крохотного света лампады, горящей перед образами, достаточно, чтобы осветить все
пространство кельи. Кроме икон и лампады здесь только голый камень…
Несколько лет провел преподобный Александр в этой пещере. Как сказано в Житии,»от великих трудов кожа на теле его сделалась такой жесткою, что не боялась и каменного ударения».
В пещерке на Святом острове и молился святой, когда в ответ на его молитвы раздался голос Богородицы:
— Александре! Изыди отсюду и иди на преждепоказанное тебе место, в нем же возможеши спастися!
И светло стало…
Преподобный выбрался из пещеры, и за стволами сосен, вставших почти на отвесной скале, увидел тихие воды Ладоги. Великий небесный свет сиял вдалеке, над Свирью…
Далеко разнеслась слава его подвигов. Тогда преподобный в 1485 году удалился с Валаама и, по указанию свыше, избрал место в лесу на берегу прекрасного Рощинского озера, которое стало впоследствии именоваться Святым, близ р. Свирь. Тут преподобный устроил себе хижину и в одиночестве прожил семь лет, питаясь лишь тем, что собирал в лесу.Отметим, что в том 1484 году оборвался на Свири земной путь возвращающегося на Соловки преподобного Германа Соловецкого. Подвигший в свое время чудотворца Зосиму перебраться на Соловки, Герман пережил своего сподвижника и как сказано в Соловецком патерике, при игумене Арсении, преемнике святого Зосимы, был послан в Новгород по монастырским делам, в обитель святого Антония Римлянина. Возвращаясь, он и предал дух свой Богу. «Сопутствовавшие преподобному, за осенней бездорожицей, не решались везти его, и погребли в пустыне Яблоновой». И вот получилось так, что кончина на Свири преподобного Германа, подвигшего Зосиму на основание Соловецкого монастыря на Белом море совпала с началом основания другого великого монастыря только теперь на Свири… И можно назвать случайным это совпадение, но что случайно в Божьем мире?
Всю жизнь пребывая вдали от исторических событий, преподобный Александр, светоч монашества, в глубине лесов Русского Севера творил иную, духовную историю, удостоившись необычайных даров Святаго Духа. В это время святой испытал лютые страдания от голода, стужи, болезней и диавольских искушений. Но Господь постоянно поддерживал духовные и телесные силы проповедника. Однажды, когда, страдая тягостными недугами, преподобный не только не мог встать с земли, но и приподнять голову, он лежал и пел псалмы. И вот ему предстал преславный муж. Положив руку на больное место, он ознаменовал святого крестным знамением и исцелил его.
В 1493 году на жилище преподобного, во время охоты на оленя, случайно набрел соседний владелец Андрей Завалишин. Пораженный видом праведника, Андрей поведал ему о свете, виденном ранее над этим местом, и умолил преподобного рассказать ему о своей жизни.
— Чадо! — вздохнув, ответил он Завалишину. — Я человек грешный, по имени Александр. Раньше жил на Валааме в обители Спаса Вседержителя, где и пострижен. Затем задумал выйти из монастыря и поселиться на безмолвии в пустыне, чтобы плакать о грехах моих. Обитаю тут, и до твоего прихода не видел ни единого человека. Питаюсь растущею здесь травой, хлеба же уже семь лет не вкушал.
Ответ этот поразил Андрея.
— Не было ли у тебя, отче, какой-либо болезни от такой суровой жизни и чрезмерного поста? — спросил он. — Не смущали ли тебя какие помыслы?
— Сначала трудно было… — сказал Александр Свирский.— Еще не привыкнувши был к пустынножительству. Пришлось пострадать и от нахождения помыслов… Заболел тогда сердечной болезнью, так что не мог, стоя, молиться… Лежа творил молитвословия, молитвенно притекая ко врачу и целителю душ и тел человеческих, Всемогущему Богу… И однажды днем, когда я особенно сильно страдал от внутренней боли, явился предо мною Преславный муж и спросил: «Что с тобою? Чем ты страдаешь?» Я показал ему место, где болело. Он же, положив руку свою и осенив меня крестным знамением, сказал: «Се здрав был еси, не согрешай, да не горше ти что будет, но работай Господеви Богу своему отныне и до века». И с того времени чувствую себя легко.
С тех пор Андрей стал часто посещать преподобного Александра и, наконец, по его наставлению, сам удалился на Валаам, где принял постриг с именем Адриана. Впоследствии он основал Ондрусовский монастырь и прославился святой жизнью (+1549; память 26 августа/8 сентября и 17/30 мая).
Андрей Завалишин не смог умолчать о подвижнике, несмотря на данное ему обещание. Широко разнеслась слава праведника, и к нему стали собираться иноки. Тогда преподобный уединился от всей братии и устроил себе отходную пустынь в 130 саженях от общего жилища. Там ему встретилось множество искушений. Бесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понуждая преподобного бежать. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и разгоняла бесов.
В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а придя в себя, поклонился до земли.
Подняв его за руку, Мужи сказали: “Не бойся, мужу желаний (слав. – муж, достойный любви), яко благоволи Дух Святый жити в тебе чистоты ради сердца твоего, и якоже глаголах ти древле множицею, и ныне такожде глаголю, да созиждеши церковь, и братию собереши, и обитель устроиши, яко благоволих тобою многие души спасти и в разум истины привести”.- (Уповай, блаженне, и не бойся).
Услышав это, преподобный пал опять на землю и, обливаясь слезами, исповедал свое недостоинство. Господь же опять воздвиг его, говоря:“Стани на ногу свою, возмогай, и укрепися, и сотвори вся, еже повелел ти”.
Святой спросил, в честь кого подобает воздвигнуть храм. Господь ответил:“Возлюбленне, яко видиши в Триех Лицах глаголюща с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущныя Троицы. Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти”.
После этого святой Александр увидел Господа, распростертыми крыльями как бы ногами движущегося по земле, и ставшего невидимым.
По благословению Святой Троицы преподобный Александр Свирский строит Троицкий собор, а затем основывает и сам Свято-Троицкий монастырь. В этом кроется особый смысл призвания России. По своему духовному идеалу Русь Святая должна стать большим храмом Божиим и монастырем, хранительницей чистоты Православия, послушницей Святой Троицы. Не в поисках земного благоденствия, но в исповедническом служении Богу — истинное призвание русского народа-богоносца. Это духовное призвание России и народу дано свыше, о чем и повествует нам житие угодника Божия и тайнозрителя Святой Троицы преподобного Александра Свирского.
В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. После этого явления преподобный стал думать, где строить церковь. Однажды, во время молитвы к Богу, он услышал голос свыше. Посмотрев в высоту, преподобный увидел Ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь». И потом обратился к преподобному: «Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца, и Сына, и Святаго Духа, Нераздельной Троицы». И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим.
В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная). Сразу же по построении церкви братия стали упрашивать преподобного принять священство. Он долго отказывался, считая себя недостойным. Тогда братия стали молить святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (+1516, память 16/29 марта), чтобы он убедил преподобного принять сан. В том же году преподобный ездил в Новгород и получил посвящение от святителя. Вскоре затем братия умолили преподобного принять игуменство.
Став игуменом, преподобный сделался еще смиреннее, чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. «Я празден», — сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, преподобный обходил кельи, и если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию, налагая епитимью на виновных.
Под конец жизни преподобный Александр задумал построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Было заложено основание храма. Однажды вечером, после совершения акафиста Пресвятой Богородице, преподобный сел отдохнуть в кельи, и вдруг сказал келейнику Афанасию:«Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». Послышался голос, подобный грому: «Се Господь грядет и Рождшая Его». Преподобный поспешил в предсение кельи, и его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем ярче солнечных лучей. Посмотрев, преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, словно царица на престоле, Пречистую Богородицу. Она держала Младенца Христа на Своих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизреченной светлостью, предстояло Ей. Преподобный упал, не стерпев великого света. Богородица сказала: «Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное. Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о Имени Святой Троицы». Преподобный встал и увидел множество иноков. Матерь Божия снова сказала: «Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит и мзды своей». И Она стала невидима. Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами». Братия отвечали: «Нет, отче, не можем сотворить этого». Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу.
Монахи, уходя от мира, умирают для мира. Это не образное выражение, а реальность монашеского жития. Но тем, кто находит силы до конца пройти назначенный Путь, кто «возмогает» спастись еще в земной жизни, дарует Господь прозорливость и силу чудотворений, и иногда — по Божией воле — снова открываются эти дивные светильники миру.
Так случилось и с преподобным Александром Свирским…
Он прошел все ступени лестницы монашеского умирания для мира. И когда Господь снова явил его миру, узрел мир великого чудотворца и прозорливца, молитвенника и исповедника…
Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине.
В 1545 году ученик и преемник преподобного игумен Иродион составил его житие.
В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему.
В 1641 году, 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского и ему установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления — 30 августа/12 сентября и день прославления (обретение мощей) — 17/30 апреля.
В 1820 году в Мандере была поставлена часовня.
Надпись на ней гласила:
— «Здесь было жительство родителей святого Преподобного отца нашего Александра Свирского Чудотворца схимонаха Сергия и схимонахини Варвары и рождение Преподобного».
Внутри часовни, в виде иконостаса, висел поясной образ преподобного Александра Свирского, а по бокам во весь рост были изображены схимонах Сергий и схимонахиня Варвара. Эти изображения в прежние времена находились на сенях над гробницами родителей преподобного.
Сама же могила родителей Александра Свирского бережно сохранялась в Островском Введения Пресвятые Богородицы монастыре, пока большевики не разорили обитель. Многие храмы монастыря были тогда взорваны, а надгробную плиту с могилы схимонаха Сергия и схимонахини Варвары положили в фундамент строящегося скотного двора…
Сейчас могила преподобных Сергия и Варвары восстановлена…
Превращение родителей Стефана и Вассы в иноков Сергия и Варвару – первое из известных нам чудес, совершенных преподобных Александром.
По свидетельству Жития, «Преподобный Александр, узнав о смерти родителей, довольно поплакал о них; затем возложив надежду на Бога, размышлял в себе, говоря: «И аз смертен есмь»…
И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне(Мф. 7,25)
Источник:
-издание Преподобный Александр Свирский и его ученики.
-издательство Даниловский Благовестник
Второе обретение мощей
Смысл страданий…
Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18)
История второго обретения мощей преподобного Александра Свирского Журнал московской патриархии, 2000, №5. (http://212.188.13.168/izdat/JMp/00/5-00/06.htm)
В нынешнем году с празднованием Пасхи, Светлого Христова Воскресения совпадает память преподобного Александра Свирского — день первого обретения его мощей в 1641 году.
Два года тому назад, 30 июля 1998 года, мощи святого Александра Свирского были обретены повторно — после 80-летнего пленения и вывоза из древней обители представителями богоборческой власти. Дата этого важного для нашей Церкви события пока не обозначена в православном календаре. И это не случайность. Не без препятствий обретались мощи святого Божия избранника, которому Господь Сам явился в виде трех Светоносных Ангелов.
В ходе поисков честных мощей тайновидца Святой Троицы по архивным документам, была восстановлена история изъятия святыни из монастыря в 1918 году. Мощи преподобного Александра были первыми из пострадавших от новоявленных богоборцев. Официально кампания по ликвидации мощей началась только через три месяца после того, как в Александро-Свирский монастырь в первый раз вошел отряд под командованием латышского стрелка Августа Вагнера. В задачу отряда входило реквизировать монастырские ценности и изъять главную святыню — нетленные мощи преподобного. Однако тогда только был произведен осмотр мощей — их вынимали из раки, но не увезли. Согласно архивным документам, изъятие мощей преподобного произошло спустя два месяца — 20 декабря 1918 года (СПбОИИРАН. Ф. 3. Оп. 5. Д. 64). На протяжении всего 1918 года шесть раз подходили большевики к монастырю и только на шестой раз «арестовали» мощи и увезли их под конвоем ЧК «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли» (Архив музея революции. СПб. Ф. 2. Оп. 4. Д. 152). Поиск мощей святого преподобного Александра Свирского осуществлялся путем изучения материалов следующих архивов: ЦГАСПб., ЦГАЛИ, Архива ЛОИИ РАН, Архива АИМК, Фотоархива СПб., Фотоархива АИМКСПб., РГИА, Архива РАН, Госархива РФ, Архива ВМА, Архива СМЭС, библиотечных архивов БАН, Национальной публичной библиотеки, библиотеки Института истории РАН. Были тщательно проверены фонды музеев: Истории религии (Казанский собор), Исаакиевского собора, Музея этнографии, Музея антропологии и этнографии.
При проведении архивной работы важно было найти ответы на следующие вопросы: могли ли мощи оказаться в одном из музеев Петербурга и каков внешний вид мощей преподобного.
В результате проведенного поиска было установлено, что мощи святого были действительно вывезены из монастыря 20 декабря 1918 года (СПбОИИ РАН. Ф. 3. Оп. 5. Д. 64) согласно распоряжению Зиновьева и за подписью местных губернских уездных властей от 19 декабря (ЦЦГАСПб. Ф. 143. Оп. 1. Д. 2. Л. 16 об., 17). Последний прямой документ о месте нахождения мощей свидетельствует, что мощи еще в январе 1919 года находились в больничной часовне Лодейного Поля, опечатанные чекистами (Архив АИМК. Ф. 67. Д. 5).
Ясно, что по собственной инициативе Зиновьев не решился бы на такой серьезный шаг, как изъятие, а тем более уничтожение мощей. Согласно обнаруженным нами архивным документам судьбу мощей преподобного Александра отслеживали: Совнарком, наркомат юстиции, контрольно-ревизионная коллегия, Всесоюзная чрезвычайная комиссия, а также церковные власти: Всероссийский Поместный Собор и лично Святейший Патриарх Тихон, митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, а также Олонецкое Епархиальное управление.
Из документов Совнаркома (ГАРФ) явственно следует, что о событиях, происходивших в монастырях, докладывали Председателю Совнаркома Ленину, так как уничтожение Русской Православной Церкви уже в 1918 году стало одним из важнейших направлений политики советской власти.
Кампания по ликвидации мощей ставила своей целью «разоблачение» святынь: для этого надо было показать, что мощи святых — это не нетленное тело, а просто «кучка полуистлевших костей». Каково же было разочарование Августа Вагнера, вошедшего в монастырь Александра Свирского с вооруженным отрядом и произведшего вскрытие мощей! Но поставленную ему задачу скомпрометировать мощи преподобного Вагнер все-таки выполнил: в прессе появилось сообщение, согласно которому вместо нетленных мощей в гробу лежала «восковая кукла». Цвет кожи (желтый) и необыкновенная сохранность лица родили эту аналогию с восковой куклой. Так и пошло это кощунственное определение распространяться по всем многочисленным газетам того времени. Многих тогда это привело в смущение, но для нас теперь очевидна соотнесенность даже этого кощунственного освидетельствования с историческими свидетельствами.
При первом обретении мощей в 1641 году освидетельствование мощей по указу Государя Михаила Феодоровича производил Новгородский митрополит Афоний в сопровождении архимандрита Хутынского монастыря Пафнутия, игумена Духова монастыря Евфимия, игумена Вяжицкого монастыря Иосифа (Ивановский Я. Н. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. СПб., 1882. С. 33). Освидетельствование осуществлялось путем сличения лица преподобного Александра с его изображением на «древней иконе XVI века, поставленной у мощей». Подобный метод освидетельствования мощей возможен только при хорошей сохранности черт лица. О сохранности тела преподобного из тех же источников узнаём, что «тело цело, ничем же рушимо» (там же, с. 28). Монолитность и мягкость тела подчеркиваются сообщением о переносе мощей в серебряную раку.
Архивные материалы и устный опрос работников музеев Петербурга, подведомственных в 1919-1922 годах Наркомпроссу, позволили установить, что мощи святого Александра Свирского никогда не были в распоряжении этой структуры. Дальнейший поиск осуществлялся по документам Наркомздрава.
Архивные данные позволяют заключить, что каждое конкретное действие по отношению к мощам святого, строго предварялось конкретными распоряжениями, исходящими из Центра и исключающими произвол в действиях местных властей; документов на уничтожение мощей преподобного Александра Свирского в архивах не обнаружено. Политическая обстановка в крае была в 1919 году такова, что мощи уже не могли оставить в Лодейном Поле, не могли их увезти и в районный центр: положение большевиков на Севере вообще в то время было очень шатким. Один из документов свидетельствует о той растерянности, которую испытывали местные власти: «…оба председателя (губ- и уездчрезвычкомов) прочли мне дело об экспертизе мощей со всеми показаниями монахов и свидетелей, причем просили меня выяснить, не найдет ли Центр останки преподобного исторической реликвией» — так пишет в отчете от 31 января 1919 года сотрудник Отдела охраны и регистрации памятников старины и искусства А. А. Крутецкий (АИМК. Ф. 67. Д. 5). Ответ Наркомпросса также имеется в этом деле — заведующий Археологическим отделом Удаленков писал: «…признавая мощи преподобного Александра Свирского безусловно исторической реликвией, местонахождение которой должно быть в храме… просит принять меры по охранению этой народной исторической ценности». Резолюция эта датирована 21 февраля 1919 года.
В архиве ЦГА (Ф. 2815. Оп. 1. Д. 27) имеется документ из Комиссариата здравоохранения от 18.02.1919, свидетельствующий о том, что мощи преподобного Александра Свирского дважды проходили судмедэкспертизу в Петрограде. В архиве СМЭС СПб. (февраль 1919 года) имеются документы, которые, по свидетельству судмедэкспертов, однозначно доказывают, что параллельно с истинными мощами существовали подставные (череп и три зуба), которые были направлены 27.12.1918 в Петроград Лодейнопольским председателем ЧК Кантором (то есть тем же самым лицом, которое делало запрос в Центр через эксперта Крутецкого) для судмедэкспертизы.
Таким образом, истинные мощи (то есть мощи, соответствующие архивным описаниям при первом обретении) 18.01.1919 продолжали находиться в часовне под замком, а подложные мощи 27.12.1918 ушли в Петроград в ящике с бумагой и ватой. Эти мощи 01.08.1919 проходили экспертизу «всех судебных экспертов» (правда, подписи их в документе отсутствуют), после этого было получено предписание о возвращении их в Лодейнопольский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и об «оказании возможного содействия» лицу, возвращающему мощи в Лодейное Поле.
В документе ЦГА от 18.03.1919 (Ф. 2815. Оп. 1. Д. 27) сообщается, что мощи преподобного проходили экспертизу дважды — 1 и 2 февраля 1919 года, но в архиве СМЭС значится только один акт, и тот — на освидетельствование ложных мощей. Можно думать, что вторая экспертиза была посвящена истинным мощам. Большевиков, вероятно, удивила сохранность так называемой восковой куклы. Однако документа, подтверждающего это, нет ни в Архиве ЦГА, ни в Архиве ФСБ и, по-видимому, не должно быть, так как фальшивые мощи «вышли в свет», снабженные документами, для того чтобы прикрыть собой существование истинных мощей. В дальнейшем подставные мощи выставлялись, по рассказам очевидцев, в Лодейном Поле и других окрестных городках. Это был ящик, в нем череп и зубы — об этих «мощах» с насмешкой сообщали в открытой печати еще в 1932 году (Клишко В. Карельские чудотворцы (вскрытие мощей Александра Свирского и Евсея Сумского). Л., 1932).
Обнаружение места хранения истинных мощей
Интерес большевиков к истинным мощам могли удовлетворить только исследования, проведенные в Военно-медицинской академии, которая к тому времени единственная располагала рентгеновским аппаратом. Известно, что Президент ВМА В. Н. Тонков, он же заведующий кафедрой нормальной анатомии, первым из анатомов применил рентген для исследования трупов. Исследование хорошо сохранившихся древних мощей святого — одна из причин, по которой мощи святого Александра Свирского попали в ВМА (такое предположение высказал член-корреспондент РАН, генерал-майор медицинской службы, бывший заместитель начальника ВМА по науке В. О. Самойлов — автор монографии по истории медицинских учреждений в Петербурге и, в частности, по истории ВМА).
Вторая причина, не менее основательная, состояла в том, что на фоне ложных мощей, освидетельствованных Центром, истинные мощи должны были быть сокрыты, и лучшего места, чем фундаментальный музей анатомии при ВМА, со 150-летней историей и более 10 тысячами различных экспонатов, трудно было найти.
Третья причина — благонадежность заведующего кафедрой нормальной анатомии (при которой был музей) В. Н. Тонкова. Это был человек, которому доверяло НКВД, судя по рукописным отзывам его сотрудников. Пользуясь этим доверием, опять-таки по документальным свидетельствам, В. Н. Тонков не раз спасал из-под ареста петроградских ученых. Учитывая все приведенные выше аргументы, мы и пришли в ВМА. И здесь, в музее, нами была обнаружена неэтикетированная мумия неизвестного мужчины. По воспоминаниям сотрудников кафедры, «мумия» демонстрировалась в 40-е годы ХХ века на лекциях курсантам как препарат естественной мумификации, но безымянный. По оценке заведующей музеем анатомии М. В. Твардовской, мумия не представляет ценности как анатомический препарат, тем не менее в неэтикетированном виде сохранялась до сего времени.
Исследование фондов музеев Петербурга по документам архива ЦГАЛИ показало, что поступление мощей святых в Ленинград сопровождалось документами. Так, в документах, датированных 1946 годом, сообщается, что в Музей религии и атеизма передаются мощи из московского музея с одноименным названием: святых Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, трех Виленских святых, Соловецких преподобных, отрока Гавриила Белостокского и несколько икон с мощевиками (ЦГАЛИ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 62. С. 1-2, 67). То есть перемещение мощей не составляло предмета строгой тайны *. На этом фоне особую значимость приобретает отсутствие документов по поводу мощей святого Александра Свирского — этим фактом дополнительно подчеркивается намеренность сокрытия документов о мощах преподобного.
Результаты освидетельствования мощей преподобного Александра Свирского
Внешний вид мощей соответствует историко-архивным описаниям вида мощей преподобного Александра при первом их обретении. Обнаруженные мощи имеют необычайно хорошую сохранность: тело целое, монолитное, не подверженное тлению, воскового цвета, очень легкое. Современные ученые, принимавшие участие в освидетельствовании мощей (антропологи, анатомы, специалисты по черепно-лицевой хирургии), отмечают уникальную сохранность, объемную прижизненную конфигурацию лица, кистей и стоп. Лицо — как у уснувшего человека, что дало возможность провести иконографическое исследование. При идентификации было выявлено антропо-иконографическое сходство с изображением преподобного на напрестольном серебряном кресте, выполненном греческими чеканщиками по указу царя Иоанна Грозного (ГРМ БК-2889), на иконе «Александр Свирский, Новгородский чудотворец, с клеймами жития и чудес» (музеи Московского Кремля, Успенский собор), на двусторонней выносной иконе XIX века, где на одной стороне — поясное изображение преподобного Александра, а на обратной стороне — Казанская икона Божией Матери (из церкви Захарии и Елисаветы в Александро-Свирском монастыре). На концевых фалангах пальцев правой руки преподобного — следы изъятия копием частиц для мощевиков, что совпадает с данными Синодального архива об изъятии частиц с перстов для Синодальной ризницы (РГИА. Ф. 796. Оп. 30. Ед. хр. 96. Л. 5, 7). Экспертами было отмечено необычное положение стоп преподобного, но и этот признак также был отмечен при первом обретении мощей и описан следующим образом: «Ноги же лежали как у новопочившего: правая плюсною кверху, левая обращена в сторону (см: Ивановский Я. Н. Житие и чудеса преподобного Александра Свирского. СПб., 1874. С. 21).
Современные антропологические исследования позволили выявить, что по этнической принадлежности преподобный Александр — вепс. Территория расселения вепсов в межозерье Ладоги, Онеги и Белого озера восходит к месту рождения преподобного. К этому стоит добавить, что Православная Церковь не знает другого святого вепса, мощи которого были бы в такой удивительной сохранности.
Чинно, достойно и благоговейно проходило первое освидетельствование мощей святого Александра Свирского нашими предками в 1641 году. В житии есть указания на то, что обретение мощей сопровождалось мироточением, благоуханием и исцелениями. Теперь, при втором обретении, все названные проявления благодати Божией снова имели место у раки преподобного. Но мы уже не те, какими были наши предки. В то время, когда мощи святого находились в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, по Петербургу стали распространяться слухи о фальсификации мощей преподобного Александра. Преподобному пришлось претерпеть снова все то, что он претерпевал в 1918 году, когда в советских газетах писали о «восковой кукле». Теперь сомнения касались природы мумификации, оценки возраста и этнической принадлежности.
Для устранения сомнений приведем мнения специалистов. Специалистом, сказавшим заключительное слово по вопросу бальзамирования, является заместитель директора по науке московского Института биотехнологии (институт занимается вопросами искусственного бальзамирования): «Одним из признаков бальзамированного тела является то, что после высушивания оно становится плотным и сморщенным». Тело же преподобного не только не сморщено, но сохранило объемность. Особого внимания заслуживает мнение консультанта, высказанное в ответ на наше сообщение о мироточении: «Искусственно бальзамированные ткани никогда ничего из себя не выделяют». Таким образом, мнение специалиста биотехнологии подтвердило заключение профессора кафедры нормальной анатомии ВМА И. В. Гайворонского о том, что обнаруженная в музее ВМА мумия — продукт естественной мумификации.
Относительно исследования возраста преподобного Александра Свирского. При оценке возраста по состоянию костного скелета специалисты отметили расхождение между костным и паспортным возрастом, только рука преподобного выдавала в нем старика (на рентгенограмме — старческое искривление пальцев). Но подобное же расхождение — в пределах двадцати лет — было описано в 1990-е годы при оценке возраста мощей святителя Московского Филарета, святителя Московского Иннокентия, архимандрита Антония (духовника митрополита Филарета, наместника Троице-Сергиевой Лавры), паспортный возраст которых на момент преставления составлял 85 лет, возраст же, определяемый по костному скелету, был во всех трех случаях меньше 60 лет. Таким образом, состояние костного скелета преподобного Александра не является исключением.
Для выяснения этнической принадлежности было проведено скрупулезное исследование специалистом антропологом Института антропологии и этнографии РАН. В результате было сделано следующее заключение: «Исследуемый объект несет ярко выраженные антропологические особенности, которые во всем объеме свойственны только вепсам». В мировой практике антропологические методы исследования являются единственно признанными при определении этнической принадлежности. Использование других, случайных подходов может привести либо к ложным выводам, либо будет свидетельствовать о тенденциозности.
О Епархиальной комиссии по освидетельствованию мощей преподобного Александра Свирского
Согласно канонам, для освидетельствования мощей святых должна быть создана комиссия, состоящая из священников. После захоронения так называемых Царских останков, признанных таковыми государственной комиссией, стало очевидно, что наша Церковь придает серьезное значение научным экспертизам, поэтому первоначально была проведена научная экспертиза. Она продолжалась более полугода, о ее результатах игумен Александро-Свирского монастыря Лукиан (Куценко) регулярно оповещал правящего архиерея — митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.
28 июля 1998 года был подписан акт о передаче мощей Русской Православной Церкви. Научные доказательства «идентификации» мощей были получены, подписались под ними известные ученые Петербурга во главе с членом-корреспондентом РАМИ Ю. Л. Шевченко — нынешним министром здравоохранения. 30 июля 1998 года ВМА закрывалась на период летних отпусков. Мог ли игумен монастыря оставить мироточащие мощи в стенах светского учреждения еще на один месяц? Были поданы два рапорта митрополиту Владимиру. Его Высокопреосвященство оценил этот Божий знак и поставил на рапорте резолюцию: «Слава Богу за Его великое милосердие и любовь к Святой Православной Церкви и России» и благословил проведение молебнов в благодарность Богу и святому Александру.
К мощам преподобного Александра с первого дня их появления в петербургском храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии стали приходить и приезжать верующие: мирские люди, священники, архиереи, отечественные и зарубежные. 16 августа 1998 года на поклонение к мощам приехал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий ll. Позже нам стало известно, что Святейший Патриарх конфиденциально был предупрежден о том, что возможна фальсификация. Никто не может отрицать, что у Его Святейшества было право выбора. И Святейший Патриарх его сделал, положив земной поклон перед ракой.
По сути, получилось так, что все поклоняющиеся мощам (а мощи в храме стали мироточить еще обильнее) иерархи, священники, монахи, десятки тысяч верующих во главе со своим Патриархом и составили Комиссию по принятию мощей. Теперь если и требовалась еще официальная комиссия, то только для соблюдения церковного порядка, чтобы подписать официальный документ о принятии мощей. С этой целью по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и была создана Епархиальная комиссия. Комиссия предоставила свои выводы на рассмотрение правящего архиерея. С самого начала поиска мощей преподобного Александра Владыка Владимир находился в курсе событий, ему представлялись фрагменты отчета о ходе поиска и освидетельствовании мощей. Таким образом, каждый шаг делался с благословения митрополита Владимира. В ноябре 1998 года, ознакомившись в выводами Епархиальной комиссии, он торжественно объявил на Епархиальном собрании, что самым важным событием в жизни Санкт-Петербургской епархии за прошедший 1998 год является обретение мощей преподобного Александра Свирского.
23 ноября 1998 года мощи преподобного Александра были благоговейно возвращены в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. В настоящее время мощи святого временно находятся в храме Захарии и Елисаветы — до окончания реставрационных работ в Преображенском соборе, где они всегда почивали. К мощам не прекращается поток паломников из городов России, Украины, Белоруссии, Финляндии. По их молитвам к преподобному продолжают происходить чудеса исцелений у его раки, каждый раз удивляя нас, грешных и маловерных, безграничной милостью Божией к людям.
И воистину великий мистический смысл скрыт в том, что последними обретены мощи преподобного Александра Свирского, утраченные нашей церковью в самом начале — ровно восемьдесят лет назад. Не означает ли это, что соборными молитвами Русской православной церкви Благодать Господня снова возвращается в многострадальную Россию?
Чудо, великое чудо свершилось в эти дни в Санкт-Петербурге.
465 лет спустя после своей кончины, снова вернулся к нам, грешным, великий святой… И возвращение его было подобно свету, рассеивающему злые, сгустившиеся над нашей Родиной тучи… И случайно ли, что именно в те дни, когда, вопреки советам и пожеланиям епископата Русской Православной Церкви, в Петропавловской крепости происходило ритуальное захоронение останков, объявленных останками царственных мучеников, здесь же, в Санкт-Петербурге, произошло великое чудо явление мощей преподобного Александра Свирского…
Когда в рентгенологическом кабинете Судебно-медицинской экспертной службы совершали молебен после завершения исследований по поводу идентификации мощей, началось мироточение, сопровождающееся сильным благоуханием.
«Все присутствующие были свидетелями этого чудесного проявления…» — говорится в рапорте игумена Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря отца Лукиана, поданном митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру.
«Слава Богу за то великое милосердие и любовь к Святой Православной Церкви и к России…» — начертал на рапорте Владыка. Засвидетельствовать чудесное благоухание, разливающееся от святых мощей преподобного Александра Свирского, могут и многочисленные петербуржцы, посетившие в эти дни храм Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на проспекте Стачек, где временно, до перенесения в монастырь, покоятся мощи.
«Ублажаем тя, преподобный отче наш Александре, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов!» — как и триста лет назад, звучит здесь многоголосый, «едиными усты» поемый тропарь.
«О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподбне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, являй многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе! Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному, и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, пред Господем на враги видимыя и невидимыя. Верных рабов Его, в скорби ипечали день и нощь вопиющих к Нему, многоболёзненный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Да в мире глубоце пребудет святая Православная Церковь Христова, и в благостроении зиждется отечество наше, во всяком благочестии нерушимо. Буди всем нам, чудотворче святый, а помощник скорый во всякой скорби и обстоянии. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосёрдый, да не предани будем на мытарствех воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренная моления наша, и предстательствуй за нас пред престолом Живоначальныя Троицы, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, мы недостойнии, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь».
Пресс-служба Александро-Свирского монастыря
Примечание:
* В музейных каталогах ХIХ века исследуемый «препарат» не значится. По свидетельству сотрудников кафедры, в XIX веке проводилась тщательная каталогизация. В то время и не могло быть тенденциозных причин скрывать какой-либо экспонат. В каталоги ХХ века «препарат» не внесен, видимо, для того, чтобы сокрыть его.
Когда мы достигнем места упокоения и нам дано будет познать, подобно как мы познаны (1 Кор. 13,12), — тогда, бросая взгляд на всю протекшую нашу жизнь, мы увидим связь между перенесёнными испытаниями и достигнутой ими целью. Тогда мы будем всею душою благодарить Господа, возлюбившего нас настолько, чтобы не пощадить нас, когда в нашем неведении мы о том просили.
Он, действительно, «расплавил и испытал» (Иерем. 9, 7; 1 Петр. 4,12) в огненном искушении избранных Своих, чтобы очистить их и обратить к себе.
Придёт время, когда мы будем благословлять то испытание, которое заставило нас пролить много слёз, и скажем, подобно Давиду: «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим! (Пс.118,71).
Апостол Павел сказал слова, когда ещё был на земле, среди окружающей его скорби и тесноты: «то что мы считали несчастьем, превратится для нас во благо, и та слава, которая откроется, усладит для нас навеки все перенесенные страдания». Он предчувствовал, предвкушал небесную славу, потому что среди самого огненного горнила смотрел не на видимое, которое временно, но на невидимое, которое вечно (2 Кор. 4,18).
Дай Бог и нам жить «верою, а не видением» и с «терпением упования» проходить земной путь, измеряя любовь Божию не своими опытами, а Крестом Иисуса Христа!
Стихира, гл.6
«Возсия днесь пресветлая и всепразднственная память твоя, богоблаженне, созывающи многочисленное постник сословие, и преподобных всех ликостояния»
Служба прп. Александру Свирскому.
Чудеса преподобного Александра Свирского
И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога (Лк. 18,43).
Преподобному Александру Свирскому молятся при параличе и расслаблении (парализации) тела с бессонницей, потерей аппетита и лишении каких-либо членов, при желании иметь ребенка мужского пола.
«Дивен Бог во святых своих»
Преподобне отче Александре, моли Бога о нас.
Молитва
«О преподобне и богоносне отче наш Александре! Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Буди нам, рабам Божиим (имена), чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощник. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода во Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойни есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков».
Вот такие чудеса, свидетелями которых было множество людей, происходили в основанной Александром Свирским обители.
Не кончается вместе с погребением жизнь — после кончины своей продолжают святые участвовать в земной истории, являясь на помощь тем, кто всем сердцем обращается к ним.
Сразу после кончины преподобного, начались чудеса исцелений у его гроба.
В книге «Житие и Чудеса преподобного и го Александра, игумена, Свирского чудотворца», изданной в 1905 году в Александро-Свирском монастыре, описание этих чудес занимает около шестидесяти страниц убористого текста.
На могиле преподобного прозревали слепые, начинали ходить расслабленные, излечивались бесноватые.
Двенадцать лет спустя после кончины Александра Свирского новый игумен монастыря Иродион, по указанию Всероссийского митрополита Макария, составил Житие своего великого учителя.
«Списано же бысть житие се у Живоначальней Троицы в обители преподобного отца Александра в созданем от него монастыре в лето 7053 в второенадесять лето по преставлении святаго отца Александра в христолюбивое царство государя великого князя Иоанна Васильевича Всея Русии самодержца повелением господина преосвященнаго Макариа митрополита всея Русии и по благосостоянию господина преосвященного Феодосиа, архиепископа Великаго Новаграда и Пскова».
А через два года на Соборе русских архиереев Александр Свирский был причислен к лику святых.
«По всем святым монастырем, и по всем священным церквам великого царства Российского… — постановил Собор, — праздновати повсюду августа в 30 день новому чудотворцу Новгородскому преподобному Александру Свирскому».
Сила молитвы святого Александра Свирского была необычайной.
Известен такой случай…
Строили мельницу на протоке между двумя озерами. Когда раскопали перешеек, вода из верхнего (Святого) озера устремилась в нижнее (Рощинское) озеро, напор был столь сильным, что в опасности оказались монастырские постройки. Казалось, что их уже не удастся спасти, но преподобный, помолившись Богу, призвал имя Христа и правою рукою начертал Крестное знамение на быстрине вод и — вот оно чудо! — течение остановилось.
Столь же велика была и прозорливость святого Александра Свирского…
Однажды, после освящения построенного в монастыре храма в день сошествия Святого Духа, богомольцы делали свои пожертвования. Был среди них и Григорий, приехавший в монастырь из Пидьмозера. Когда Александр Свирский проходил возле него, Григорий хотел положить свой вклад в фелонь преподобного, но святой оттолкнул его руку.
После службы обиженный Григорий подошел к Александру Свирскому и спросил, почему он не принял его приношения.
— Ведь ты меня не знаешь! — сказал он.
— Верно! — ответил святой. — Я тебя не знаю, и лица твое не видел, но рука твоя так осквернена, что от нее смрад идет. Зачем ты мать свою старую бьешь?
Великий страх объял тогда Григория, тщательно скрывавшего этот грех. Он попросил наставления, как ему быть, как исправиться. Преподобный посоветовал идти и прежде просить прощения у матери…
Святое явление…— Се Господь грядет и Его!.
За несколько лет до смерти святой Александр заложивший основание церкви Покрова Божией Матери, молился ночью Пречистой Владычице о помощи и заступлении обители.
С ним был его духовный сын Афанасий…
— Чадо, — сказал ему Преподобный.— Трезвись и бодрствуй, поскольку хочет быти в сей час посещение чудно и ужасно.
И тотчас прозвучал голос:
— Се Господь грядет и Рождшая Его!.
Выйдя из келии, иноки увидели над обителью великий свет. Над фундаментом алтаря, держа на руках Младенца Спасителя, восседала на престоле Царица Пречистая, а вокруг предстояло множество ангельских чинов.
От невыразимого света преподобный пал на землю, но Владычица мира обратилась к нему:
— Восстань, избранниче Сына и Бога Моего: се бо приидох посетити тебе, возлюбленниче Мой, соглядати основание Церкви Моея, потому что услышася уст твоих молитва, и к тому прочее да не скорбиши!
И святой Александр увидел множество иноков с кирпичами, камнями, инструментами, которые шли к основанию церкви.
Божия Матерь между тем продолжала:
— Возлюбленниче Мой, аще кто и един кирпич принесет на сограждение церкви Моея, во Имя Иисуса Христа Сына и Бога Моего, не погубит мзды своея.
Когда видение окончилось, преподобный поднял лежащего Афанасия, который, припав к ногам святого, рыдая говорил:
— Объясни, отче, что означает сие чудное и страшное видение? Дух мой едва не разлучился с телом от этого, неизреченного блистающего света?
Чудо о разрешении бесплодия
В Псковских пределах, на реке Великой, в 45-ти верстах от города Пскова, жил некто дворянин Афанасий Феодоров Вениаминов. Он был человек добрый и верующий и имел жену именем Евдокию. Оба они находились в великой скорби, что у них не было детей мужеского пола, но все рождались дочери. Сильно молили они Бога, чтобы Он даровал им сына. Однажды Афанасий сказал жене своей: «Слышал я о преподобном отце Александре, что Бог творит много чудес у гроба его и даже говорят, что обрели в нетлении честное и святое его тело. Дадим и мы обещание к нему, да умолит о нас Бога, чтобы нам сподобиться получить желаемое от Него; я убежден, что всякий, ищущий с верою помощи у святых, получит ее». В доме у них имелся образ Пресвятой Троицы и преподобного отца Александра Чудотворца, пред которым они оба и помолились усердно. Через год после их обещания пришли они в обитель Святой Живоначальной Троицы и преподобного Александра Чудотворца, принеся с собою и младенца-мальчика, и просили отслужить молебен у гроба Преподобного. Приложившись к Чудотворному и цельбоносному телу его, много благодарили Бога и Его Угодника, великого Чудотворца, преподобного отца Александра, говоря: «Яко дарова нам Бог отроча сие молитвами его». Затем, устроив хорошее угощение для братии и раздав достаточно милостыни, отправились в дом свой, радуясь и славя Бога и преподобного Александра.
Чудо о расслабленном
Некто дворянин Андрей Данилов Антонов, живший в селении Кусяге, что недалеко от Сясь-реки, заболел расслаблением всего тела своего и подвергся умопомешательству. Родители его сильно скорбели о том; возили его по святым церквам и много истратили денег на врачей, но никакой пользы от них не было.
Однажды вспомнили они о великом Чудотворце, преподобном отце Александре, что у гроба его Бог творит множество исцелений, и, взяв сына своего, привезли в обитель Живоначальной Троицы и преподобного отца Александра. Пробыв в обители семь дней, они молились Богу, Пречистой Богородице и преподобному Александру Чудотворцу о исцелении сына их, но не получили по прошению своему, и отправились обратно домой. После того они сильно сокрушались и плакали, раскаиваясь в том, что сначала не молились преподобному, будучи давно наслышаны о преславных чудесах, бывающих от честных и многоцелебных мощей его. И тотчас скорый на помощь преподобный отец Александр услышал воздыхание их и не презрел моления их, подав исцеление болящему, который встал с постели своей, как никогда и не болел.
О воинах
В августе месяце 1673 г. пришел в обитель Живоначальной Троицы и преподобного отца Александра некто царский воин Мокий Львов, житель Городецка, что вблизи Вежецка, который рассказал в монастыре следующее: «Когда находился я на военной службе, в полку боярина Василия Борисовича Шереметьева, против безбожных крымских татар, случилось нам быть под городом Конотопом, где неожиданно напали на нас безбожные татары, взяли нас многих в плен и отвезли в свою землю; где мы, тринадцать человек, были отданы одному мурзе, у которого и находились в пленении лет тринадцать, днем работая всякую тяжелую работу, а ночью пребывая в темнице, в железных оковах. Однажды ночью, сидя в темнице, мы сильно плакали, молясь Господу Богу и Пречистой Его Матери, призывая на помощь и всех святых. И вот на нас напал великий страх и недоумение: мы увидели великий свет в темнице, осиявший нас. Когда мы пришли в себя, то увидели благообразного, с седыми волосами, мужа, вошедшего к нам, и услышали голос, говорящий свыше: «О человецы! Призывайте в помощь преподобного Александра Свирского, той избавит вас от настоящей беды». И сейчас же явившийся сделался невидим и свет скрылся. Мы дали обещание к преподобному Александру Свирскому. Через два дня после сего пришли греки-купцы и выкупили нас у того мурзы, а затем привезли в Царьград, откуда мы благополучно прибыли в богохранимый царствующий град Москву и все мы разошлись по местам своего жительства, молитвами великого Чудотворца, преподобного отца Александра».
Вымоленные малыши
«В 1998 г. в церкви святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии находились мощи прп. Александра Свирского. Я со своей дочерью Еленой (имена изменены. – Авт.) приложилась к мощам святого с одной и той же просьбой, чтобы Бог даровал ей ребенка. Дочь рано вышла замуж — в 18 лет. Сейчас ей 38 лет. Все годы замужества были годами напрасного ожидания ребенка. И вот чудо свершилось: в сентябре дочь приложилась к мощам, а в октябре, как выяснилось позже, забеременела. В положенный срок родилась прекрасная девочка. Это чудо, дарованное Богом по молитвам у мощей преподобного, свершилась через 19 лет ожидания… Я каждый день благодарю прп. Александра Свирского за рождение малышки Марии. Это он просил Бога, а Бог нам дал такую радость. Это настоящее чудо».
Будто кто-то невидимый поднял малышку
Это случилось в августе 1998 г. В храм вошла молодая женщина с пятилетней девочкой на руках. Маленькая, худенькая, с безжизненно висящими ручками и ножками, она выглядела совсем крохой. В разговоре с мамой выяснилось, что девочка не может ходить: у не от рождения повреждена центральная нервная система. Врачи ничем не могли обнадежить несчастную мать. Такой тяжелый недуг мог быть исцелен только силою и волею Божией. И это произошло тут же, у раки преподобного, на глазах у изумленных людей, до отказа заполнявших храм.
Мать, подойдя к раке преподобного Александра Свирского, с помощью стоящего у раки послушника положила девочку на поверхность стекла, прикрывающего мощи. Некоторое время ребенок оставался так в лежачем положении. Затем мать, сняв с раки, посадила девочку на пол, чтобы самой приложиться к мощам святого. За молитвой не заметила, как девочка исчезла. Оказалось, что она встала на окрепнувшие вдруг ножки как будто кто-то невидимый поднял ее, поставил – и она пошла, никем не поддерживаемая. В храме воцарилась тишина, люди расступались, делая широкий коридор для девочки и ее мамы, которая, забежав вперед дочери, распростерла над ней руки, чтобы в любой момент подхватить свое дорогое существо. Так они дошли до выхода из храма, здесь мать взяла ребенка на руки, распрямилась, и все увидели на мокром от слез лице, что она испытала в этот момент – радость, благодарность, растерянность, страх и сомнение: «а вдруг снова не сможет ходить?» Спустя год в монастыре узнали, что Верочка — так зовут исцеленную — не только ходит, но и бегает.
Костыли больше не понадобились
«Второй подобный случай исцеления произошел с жителем Подпорожья Андреем. После того как он попал в автокатастрофу, его ноги потеряли способность двигаться. Этот красивый, высокий, сильный мужчина таскал их за собой, опираясь на костыли. Никакие физиопроцедуры и массажи не улучшали положения обездвиженного человека. Но вера в излечение не покидала его. Руководствуясь этой верой, Андрей упорно приезжал в монастырь преподобного Александра Свирского к раке с его мощами.
Таких поездок с разными интервалами времени между ними было всего четыре. Каждый раз, стоя у раки, он усердно просил преподобного помочь. Что он обещал в своих молитвах к чудотворцу, как молился этот по существу малоцерковный человек — осталось для всех тайной. В один из дней все находящиеся в храме Преображения Господня в Свирском монастыре стали свидетелями проявления милости Божией к калеке, в четвертый раз приехавшему к мощам преподобного Александра. В этот раз у раки ноги его укрепились настолько, что он отставил костыли и сделал свои первые самостоятельные неуверенные шаги.
Вскоре он приехал снова в монастырь, чтобы отслужить благодарственный молебен — прошло меньше месяца. В храм Андрей вошел лишь слегка опираясь на палку».
Это свидетельство подписали братия и благочинный Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря иеромонах Адриан. Описываемые события происходили в мае – сентябре 2000 года.
Власть над бесами
Как известно, преподобный Александр всегда помогал страдающим беснованием и одержимостью. И сейчас в монастыре есть случаи помощи таким страждущим людям. И сегодня, как и в прошлые века, одержимые душевным недугом не могут без страха, спокойно пройти через монастырские ворота к храму Преображения Господня.
Во время пребывания мощей в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии реакцию бесноватых на святыню можно было видеть почти ежедневно: если их вели к раке или если на них попадала святая вода во время молебна у раки преподобного, крики этих людей раздавались на весь храм. Бывали и такие бесовские «откровения»: «Не пойду, не хочу, не люблю его!» Лукавым нестерпимо прикосновение святыни.
Только Господь знает, как в дальнейшем подействует на таких людей пребывание возле всея России чудотворца, которому Богом дана власть и над бесами. Может быть, кто-то из них, приложив усилия личного покаяния и очищения жизни, сможет избавиться от дьявольского нападения.
По вере каждого
С какими только нуждами не идут к чудотворцу! Поражаешься, насколько разнообразной бывает помощь по молитвенным ходатайствам святого.
50-летняя больная Елена, страдавшая врожденным правосторонним гемипарезом, после нескольких молебнов в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии получила чудесное исцеление от своей немощи. На одном из молебнов с благоговением и молитвой прикоснулась двумя пальцами всегда холодной правой, парезной, руки к стопе Преподобного – и почувствовала живительное тепло. Дома за трапезой Елена машинально взяла ложку в правую руку, а затем смогла удержать стакан с питьем. На следующем молебне, когда она благодарила Господа и преподобного Александра, пальцы правой руки без посторонней помощи вдруг сложились для крестного знамения. Семь лет до этого Елена осеняла себя крестным знамением с помощью левой руки.
Рабу Божию Марию из-за артроза 3 месяца мучила острая боль в колене, вызывающая хромоту. Лечилась возможными лекарственными средствами. В храме у мощей преподобного отстояла Божественную литургию, затем молебен: всего была на ногах больше 3-х часов. Выходя из храма, почувствовала, что боль уменьшилась, хромота прошла. На 3-й день боли в колене полностью исчезли.
Раба Божия Надежда получила исцеление от рожистого воспаления, связанного с тромбофлебитом – после того как она помазала их миром от мощей преподобного. До исцеления нога была распухшей, перевязанной бинтом, насквозь промокшим жидкостью, обильно истекавшей из ноги. Через день, когда женщина вернулась, чтобы поблагодарить преподобного, нога ее была сухой, повязки не было, некоторая краснота сохранилась только по краям затянувшейся трофической язвы. Признаки рожистого воспаления исчезли.
Раба Божия Нина была исцелена от ожогов. После помазания маслом с миро боль от ожога прошла сразу, регенерация кожи пошла быстро. Кроме того, она свидетельствует, что стали понемногу исчезать пятна «витилиго».
Раба Божия Варвара с радостью сообщила, что стала читать без очков после того, как приложилась к мощам.
И таких свидетельств – великое множество.
Вера покоряет расстояния
«Об этом удивительном случае знают едва ли не все обитатели Свирского монастыря. Он произошел в семье, живущей в Ростове-на-Дону. Две ростовчанки спешно приехали в монастырь, чтобы помолиться за жизнь дорогого им человека: для одной из них он был мужем, для другой — братом. Тот, за кого они приехали склонить головы перед ракой великого чудотворца, находился в это время в тяжелом состоянии после третьей, только что перенесенной операции по поводу рака головки поджелудочной железы. Забрали его в безнадежном состоянии «умирать дома». Но родственники не хотели сдаваться перед «неизбежным концом» и, невзирая на свое собственное нездоровье и преклонный возраст, отправились в дальний путь. Со слезной молитвой они упали на колени перед мощами прп. Александра Свирского. Это было раннее воскресное утро. По словам их дочери, оставшейся с отцом в это утро, отец впервые почувствовал себя настолько хорошо, что встал с постели и даже осмелился сесть за руль своей машины. Энергия и сила в нем забили ключом.
Его жена и сестра, вернувшись из Александро-Свирского монастыря, были поражены бодрым видом больного и не только обрадовались за него, но, охваченные благодарностью к Богу и молитвенному ходатаю — прп. Александру Свирскому, через две недели снова вернулись в монастырь только лишь для того, чтобы отдать дань благодарности именно в том месте, откуда воссылались их горячие молитвы. Самому монастырю, где настоятельствует небесный игумен — прп. Александр Свирский, были сделаны пожертвования, в которых монастырь так нуждается — следы разрушений, нанесенных большевистским временем, еще очень велики. Все, что описано выше, произошло в сентябре 2000 г. Летом 2001 г. женщины снова вернулись в монастырь, но на этот раз их сопровождал бывший больной. Он сам лично захотел поблагодарить прп. Александра за проявленную к нему милость. По свидетельству исцелившегося, он раньше, живя далеко от северного монастыря, не знал святого, к которому обращалась с такой верой и надеждой его родня».
Это свидетельство находится на сайте Александро-Свирского монастыря. Подписано оно сопровождающей паломнические группы Н. И. Скифской, братией монастыря, благочинным иеромонахом Адрианом.
Помогает великий молитвенник не только православным, но всем, кто от всего сердца просит его об этом. О таком случае рассказала раба Божия Наталия (католического вероисповедания), филолог по образованию. Два года она не могла найти работу по специальности. На следующее же утро после молитвы к преподобному ее разбудил телефонный звонок с предложением работы переводчика.
Дивны чудеса Твои, Господи!
Небесный реставратор
Много подобных историй я слышала, работая пресс-секретарем монастыря. Но были и встречи, рассказывающие о чудесах не личного плана, а об имеющих значение для многих людей.
Монахи замечали: фрески в Троицком соборе, по сравнению с тем временем, когда монастырь только возобновился, стали как бы сами по себе обновляться, приобретать более яркий, небесный цвет. Но одно дело, когда обычные паломники или насельники говорят, что фрески стали ярче, другое дело – мнение специалиста. У меня же была необычная встреча, подтвердившая это.
Приехал к нам реставратор, работавший здесь в 70-е годы в студенческой бригаде, которая тогда занималась реставрацией монастыря. Они сделали довольно много в то время… Когда я вошла с этим человеком в Троицкий собор, еще не успев ему ничего рассказать, он остановился и спросил:
– Послушайте, а кто тут работал? У вас тут явно кто-то работал. Скажите, какие мастера занимались у вас реставрацией?
– Никто не работал, – отвечаю.
– Но этого не может быть!
– Нет, – говорю, – после вас эти фрески никакая человеческая рука не трогала.
– Не может быть! – снова повторил он.
– А что изменилось?
– Вы знаете, они стали словно живые, и как будто все на тебя смотрят.
Вот таким было свидетельство человека, который своими руками восстанавливал эти фрески в 70-е годы. Он подтвердил, что они стали не только ярче, но как бы совсем другими. Интересно, что это обновление движется как бы сверху вниз. И если вначале внизу вообще ничего не было видно, все изображения были как бы смазаны – то потом они стали проявляться все ярче и ярче. Конечно, это особые знаки милости Божией для всех нас.
Но не менее дивной была и скромность преподобного
Пример величайшего смиренномудрия являет нам Александр Свирский…
Рассказывают, что однажды, когда он был уже игуменом основанного им монастыря, слава о котором распространилась по всей Руси, к нему пришел монастырский эконом и сказал, дескать, кончаются дрова, и надо бы послать в лес какого-нибудь праздного монаха, чтобы нарубить их.
— Я празден… — отвечал преподобный.
Взял топор и отправился в лес.
Источник: — Издательство Даниловский Благовестник