Предварительные сведения об Акафисте и Акафист Божией Матери. Епископ Александр (Милеант)
Помещенный здесь акафист Божией Матери является древнейшим из всех. По его образцу писались другие акафисты. Акафист Божией Матери, помещенный в этой странице , поется в церкви в пятницу пятой седмицы Великого поста во время вечернего богослужения (Утреня субботы пятой недели).
Настоящий акафист составлен по случаю чудесного избавления Константинополя от персов и аваров, обложивших Царьград с суши и моря в 626 году по Р.Х. при греческом императоре Ираклии и Патриархе Сергии. Это спасение от варваров произошло в конце пятой недели Великого поста, почему и составленный позже акафист установили петь в это время. Составление акафиста приписывают Георгию Писидийскому, диакону великой Константинопольской церкви, жившему в половине 7-го века и описавшему современные события Византийской империи в прозе и стихах. Обычай петь его на Утрени субботы пятой седмицы Великого поста еще более утвердился после двух новых случаев заступничества Божией Матери, явленных Константинополю во время нашествия на него Сарацинов в 673 и 716 годах.
Акафист насыщен хвалебными гимнами в честь Девы Марии с выражением Ей благодарности от лица жителей Константинополя за Ее многие и великие благодеяния, оказанные православным людям. Приняв в основание и повторяя многократно приветствия Ангела-благовестника Богородице: «РАДУЙСЯ,» писатель акафиста в молитвенных воззваниях к Богоматери приводит в нем многие ветхозаветные прообразы, относящиеся к лицу Девы Марии. Он перечисляет совершенства Божией Матери и Ее величие перед Богом, а также разнообразные благодеяния, постоянно являемые Ею верующим. Высота мыслей, сила выражений и глубина чувства, пронизывающие акафист делают его превосходным молитвенным пособием для дома и в храме. Во всяком случае, у богомольцев Влахернского храма в Константинополе этот акафист пользовался большой любовью, и они не позволяли себе садиться во время его чтения, но усердно внимали ему стоя в течение почти целой ночи.
Акафист заключает в себе, как обыкновенно бывает в подобных произведениях, 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита. Начальный кондак написан ямбическими рифмованными стихами, в каждом из икосов заключается по двенадцати воззваний: «РАДУЙСЯ,» которые также писаны рифмованными стихами, при том с созвучными словами не только на конце, но и в середине каждого двустишия; и, наконец, в каждых двух соответственных стихах содержится по одинаковому числу слогов.
Церковь, вместе с благодарением за избавление от врагов, присоединяет к молению к Пресвятой Богородице и просьбу об освобождении нас от всяких бед. Этим Церковь напоминает верующим о Небесной Заступнице рода христианского и утверждает кающихся в надежде на небесную помощь. Кондак 1
Мы, избавленные от бед, возносим Тебе, Богородица-военачальница, победные и благодарственные песни; Ты же, как имеющая державу непреоборимую, от всяких напастей освободи нас, да взываем к Тебе: Радуйся, Невеста Неневестная.
Икос 1
Начальствующий Ангел послан был с небес сказать Богородице: Радуйся; и при этом бесплотном воззвании созерцая Тебя, Господи, воплощающегося, был в ужасе и стоял, возглашая к Ней так:
Радуйся, радостью всех озаряющая;
Радуйся, Ты, чрез Которую клятва исчезает;
Радуйся, восстановление падшего Адама;
Радуйся, избавление Евы от слез;
Радуйся, высота, недостижимая для мыслей человеческих;
Радуйся, глубина, неудобо-созерцаемая и для очей ангельских;
Радуйся, ибо Ты — престол Царя;
Радуйся, ибо Ты носишь Носящего все;
Радуйся, звезда, предваряющая Солнце;
Радуйся, чрево Божьего воплощения;
Радуйся, Ты, чрез Которую обновляется тварь;
Радуйся, Ты, чрез Которую мы поклоняемся Творцу;
Радуйся, Невеста Неневестная!
Кондак 2
Святая, видя Себя в чистоте, смело говорит Гавриилу: Твое странное слово невероятным представляется душе моей; ибо как ты говоришь о чревоношении от бессеменного зачатия, взывая: Аллилуия.
Икос 2
Дева, желая понять непознаваемое, воззвала к служителю (таинства): скажи мне, как возможно родиться Сыну из чистых недр? Он же со страхом отвечал Ей, взывая так:
Радуйся, посвященная неизреченным советом;
Радуйся, умолчание о том, что требует веры;
Радуйся, начало чудес Христовых;
Радуйся, Его догматов вершина;
Радуйся, лестница небесная, Которою низшел Бог;
Радуйся, мост, переводящий земнородных на небо;
Радуйся, чудо, поразившее Ангелов;
Радуйся, многоплачевное поражение бесов;
Радуйся, Свет неизреченно родившая;
Радуйся, никому не открывшая таинства;
Радуйся, знание, превышающее понимание мудрецов;
Радуйся, озаряющая умы верных;
Радуйся, Невеста Неневестная!
Кондак 3
Тогда сила Вышнего осенила к зачатию непознавшую брака и благоплодное чрево Ее явила как бы нивою, приятною для всех, которые желают пожинать спасение, воспевая: Аллилуия.
Икос 3
Дева, имея во чреве своем Бога, поспешила к Елизавете; младенец же этой, тотчас узнав Ее приветствие, возрадовался, и взыграниями, как бы песнями, взывал к Богородице:
Радуйся, стебель отрасли неувядающей;
Радуйся, приобретение плода бессмертного;
Радуйся, привлекшая Земледельца человеколюбивого;
Радуйся, произращающая Насадителя жизни нашей;
Радуйся, нива, возращающая многоплодие щедрот;
Радуйся, трапеза, носящая обилие умилостивлений;
Радуйся, ибо чрез Тебя расцветает рай сладости;
Радуйся, ибо Ты готовишь душам пристанище;
Радуйся, благоприятный фимиам молитвы;
Радуйся, очищение всего мира;
Радуйся, благоволение Божие к смертным;
Радуйся, дерзновение смертных пред Богом;
Радуйся, Невеста Неневестная!
Кондак 4
Имея внутри себя бурю сомнений, целомудренный Иосиф смутился, смотря на Тебя безбрачную и искушаясь подумать о Тебе, Непорочная, как об одаренной браком; узнав же о зачатии Твоем от Духа Святого, сказал: Аллилуия.
Икос 4
Услышали пастыри Ангелов, воспевающих пришествие Христа во плоти и поспешив к Нему, как к Пастырю, видят Его как бы агнцом непорочным, упасенным во чреве Марии, воспевая Которую они говорили:
Радуйся, Матерь Агнца и Пастыря;
Радуйся, двор словесных овец;
Радуйся, прогнание невидимых врагов;
Радуйся, открытие райских дверей;
Радуйся, ибо небесное сорадуется земле;
Радуйся, ибо земные воспевают с небесными;
Радуйся, неумолчные уста Апостолов,
Радуйся, непобедимая храбрость мучеников;
Радуйся, крепкое утверждение веры;
Радуйся, светлое познание благодати;
Радуйся, Ты, чрез Которую обнищал ад;
Радуйся, Ты, чрез Которую мы облечены славою;
Радуйся, Невеста Неневестная!
Кондак 5
Увидев Богом посланную звезду, волхвы последовали ее сиянию, и следуя за ней, как за светильником, искали державного Царя; достигши же Недостижимого, возрадовались и взывали к Нему: Аллилуия.
Икос 5
Сыны Халдейские увидели на руках Девы Того, Кто Своею рукою создал людей, и признав в Нем Владыку, хотя и в образе раба, поспешили почтить Его дарами и воззвать к благословенной:
Радуйся, Матерь Звезды незаходящей;
Радуйся, заря таинственного дня;
Радуйся, угасившая печь заблуждения;
Радуйся, просвещающая познавателей Троицы;
Радуйся, извергшая мучителя бесчеловечного из начальства;
Радуйся, явившая Господа человеколюбца-Христа;
Радуйся, избавляющая от грубого идолослужения;
Радуйся, извлекающая из грязных дел;
Радуйся, прекратившая поклонение огню;
Радуйся, избавляющая от пламени страстей;
Радуйся, путеводительница верных к целомудрию;
Радуйся, всех народов веселие;
Радуйся, Невеста Неневестная!
Кондак 6
Богоносными проповедниками возвратились волхвы в Вавилон, исполнив пророчество о Тебе, и, проповедав всем Тебя Христа, оставили Ирода, как лживого, неведавшего песни: Аллилуия (Исаия 0:5).
Икос 6
Озарив Египет светом истины, Ты прогнал тьму лжи: ибо идолы его, не устояв пред Твоею силою, Спаситель, пали; избавленные же от них взывали Богородице:
Радуйся, исправление людей;
Радуйся, низвержение бесов;
Радуйся, державу обольщения поправшая;
Радуйся, лживость идолов обличившая;
Радуйся, море, потопившее бесплотного Фараона (дьявола);
Радуйся, камень, напоивший жаждущих жизни;
Радуйся, огненный столп, путеводящий бывших во тьме;
Радуйся, покров мира, обширнейший облака;
Радуйся, пища, заменившая манну;
Радуйся, принесшая святую сладость;
Радуйся, земля обетования;
Радуйся, источающая мед и молоко;
Радуйся, Невеста Неневестная!
Кондак 7
Когда Симеону надлежало покинуть настоящий обманчивый век, Ты был принесен к нему, как младенец, но и познан им, как Бог совершенный; посему он изумлялся неизреченной премудрости Твоей, восклицая: Аллилуия.
Икос 7
Явившийся Творец сделал нас, Им сотворенных, новой тварью, родившись от бессеменной утробы (Девы) и сохранив ее нетронутой, какой она и была, чтобы мы, видя чудо, воспевали Ее, взывая:
Радуйся, цвет нетления;
Радуйся, венец воздержания;
Радуйся, светло изображающая воскресение;
Радуйся, являющая ангельскую жизнь;
Радуйся, дерево плодоносящее свет, от которого питаются верные:
Радуйся, тенистое дерево, под которым укрываются многие;
Радуйся, носившая во чреве Искупителя пленных;
Радуйся, родившая Путеводителя заблудившихся;
Радуйся, умилостивление праведного Судии;
Радуйся, прощение многих согрешений;
Радуйся, одежда дерзновения для нагих;
Радуйся, любовь, побеждающая всякое желание;
Радуйся, Невеста Неневестная!
Кондак 8
Видя дивное Рождество, устранимся от мира и перенесем ум на небо; ибо для этого вышний Бог и явился на земле смиренным человеком, желая возвести на высоту взывающих Ему: Аллилуия.
Икос 8
Неописуемое Слово все было долу, но и горнего (небесного) отнюдь не оставляло; ибо это был не переход с одного места на другое, но Божественное снисхождение и рождение от Девы, принявшей Бога и слышащей:
Радуйся, вместилище Бога невместимого;
Радуйся, дверь досточтимого таинства;
Радуйся, предмет недоумений для неверных;
Радуйся, несомненная похвала верных;
Радуйся, всесвятая колесница Сущего на Херувимах;
Радуйся, всеизящное селение Сущего на Серафимах;
Радуйся, соединившая противоположное воедино;
Радуйся, сочетавшая девство и рождение;
Радуйся, Ты, чрез Которую прощено преступление;
Радуйся, Ты, чрез Которую открыт рай;
Радуйся, ключ царства Христова;
Радуйся, надежда вечных благ;
Радуйся, Невеста Неневестная!
Кондак 9
Вcе естество Ангельское изумилось великому делу Твоего вочеловечения; ибо Того, Кто неприступен, как Бог, оно узрело всем доступным Человеком, с нами пребывающим и от всех слышащим: Аллилуия.
Икос 9
Пред Тобою, Богородица, мы видим витий многоречивых безгласными, подобно рыбам; ибо они не могут изъяснить то, что Ты и Девою пребываешь и могла родить; мы же, удивляясь таинству, с верою восклицаем:
Радуйся, вместилище премудрости Божией;
Радуйся, сокровищница Его промысла;
Радуйся, философов явившая неразумными;
Радуйся, искусных в слове обличающая, как бездарных;
Радуйся, ибо хитрые спорщики оказались безумными;
Радуйся, ибо увяли творцы басен;
Радуйся, расторгающая афинские хитросплетения;
Радуйся, наполняющая сети рыбаков;
Радуйся, извлекающая из глубины неведения;
Радуйся, многих просвещающая знанием;
Радуйся, корабль для стремящихся к спасению;
Радуйся, пристанище для пловцов жизни;
Радуйся, Невеста Неневестная!
Кондак 10
Устроитель всего, желая спасти мир, пришел в него по Собственному обещанию, и будучи Пастырем, как Бог, ради нас явился подобным нам человеком; ибо, призвав подобное подобным, Он, как Бог, слышит: Аллилуия.
Икос 10
Ты — стена дев и для всех прибегающих к Тебе, Богородица Дева; ибо такою сделал Тебя Творец неба и земли, Пречистая, вселившись в утробе Твоей, и научив всех возглашать Тебе:
Радуйся, утверждение девства;
Радуйся, дверь спасения;
Радуйся, основоположница духовного обновления;
Радуйся, подательница Божественной благости;
Радуйся, ибо Ты обновила зачатых постыдно;
Радуйся, ибо Ты привела в разум лишенных разума;
Радуйся, низвергающая растлителя мыслей;
Радуйся, родившая Сеятеля чистоты;
Радуйся, чертог бессеменного обручения;
Радуйся, верных сочетавшая с Господом;
Радуйся, добрая воспитательница дев;
Радуйся, украсительница невест — душ святых;
Радуйся, Невеста Неневестная!
Кондак 11
Всякое песнопение, усиливаясь соразмериться с множеством щедрот Твоих, оказывается слабым, ибо, хотя бы и равночисленные песку песнопения вознесли мы Тебе, Царю святый, и тогда не совершили бы ничего достойного Твоих даров нам, взывающим Тебе: Аллилуия.
Икос 11
Видим мы в святой Деве светоносную свечу для находящихся во тьме, ибо, возжигая невещественный Свет, она, как заря, путеводит всех к Божественному ведению, просвещающая ум, и чествуемая таким воззванием:
Радуйся, луч таинственного Солнца;
Радуйся, блистание незаходимого Света;
Радуйся, молния, озаряющая души;
Радуйся, как гром, устрашающая врагов;
Радуйся, ибо из Тебя льется многосветлое просвещение;
Радуйся, ибо из Тебя истекает многоводная река;
Радуйся, живописующая образ купели;
Радуйся, отъемлющая скверну греха;
Радуйся, купель, омывающая совесть;
Радуйся, чаша, черпающая радость;
Радуйся, аромат благоухания Христова;
Радуйся, жизнь таинственного пира;
Радуйся, Невеста Неневестная!
Кондак 12
Восхотев даровать благодать (прощения) древних долгов, Разрешитель долгов всех людей Сам пришел к удалившимся от Его благодати, и, разорвав рукописание (список грехов), слышит от всех: Аллилуия.
Икос 12
Воспевая рождение Твое, мы все восхваляем Тебя, Богородица, как одушевленный храм; ибо Господь держащий все рукою, вселившись во чреве Твоем, освятил (Тебя), прославил и научил всех взывать Тебе:
Радуйся, селение Бога и Слова;
Радуйся, высшая Святаго Святых;
Радуйся, кивот позолоченный Духом;
Радуйся, неистощимое сокровище жизни;
Радуйся, драгоценный венец Царей благочестивых;
Радуйся, досточтимая хвала священников благоговейных;
Радуйся, непоколебимый столп Церкви;
Радуйся, нерушимая стена царства;
Радуйся, Ты, Которою воздвигаются знамения победы;
Радуйся, Ты, Которою ниспровергаются враги;
Радуйся, врачевство моего тела;
Радуйся, спасение моей души;
Радуйся, Невеста Неневестная!
Кондак 13
О, всехвальная Матерь, родившая всесвятое Слово! Приняв нынешнее приношение, всех избавь от всякой беды и спаси от будущего мучения взывающих пред Тобою: Аллилуйя!
(Кондак читается трижды, затем Икос 1-й и Кондак 1-й).
Икос 1 Начальствующий Ангел послан был с небес сказать Богородице: Радуйся; и при этом бесплотном воззвании созерцая Тебя, Господи, воплощающегося, был в ужасе и стоял, возглашая к Ней так: Радуйся, радостью всех озаряющая; радуйся, Ты, чрез Которую клятва исчезает; радуйся, восстановление падшего Адама; радуйся, избавление Евы от слез; радуйся, высота, недостижимая для мыслей человеческих; радуйся, глубина, неудобосозерцаемая и для очей ангельских; радуйся, ибо Ты — престол Царя; радуйся, ибо Ты носишь Носящего все; радуйся, звезда, предваряющая Солнце; радуйся, чрево Божьего воплощения; радуйся, Ты, чрез Которую обновляется тварь; радуйся, Ты, чрез Которую мы поклоняемся Творцу; радуйся, Невеста Неневестная!
Кондак 1
Мы, избавленные от бед, возносим Тебе, Богородица-военачальница, победные и благодарственные песни; Ты же, как имеющая державу непреоборимую, от всяких напастей освободи нас, да взываем к Тебе: Радуйся, Невеста Неневестная
Молитва ко Пресвятой Деве Марии
Царице наша преблагая, надежда наша, Богородице. Приятилище сирых (убежище сирот) и странных предстательнице (странников защитница), скорбящих радосте, обидимых покровительнице; зриши (видишь) нашу беду, зриши нашу скорбь. Помози нам яко немощным, окорми нас яко странных (направь нас странствующих). Обиду нашу веси (знаешь), разреши ту, яко волиши (облегчи ее, как Сама желаешь). Яко не имамы (потому что не имеем) иныя помощи разве Тебе (кроме Тебя), ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе (только Тебя), о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь.
Похвалы, тропарь, гл.8:
Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста Безплотный, глаголя Неискусобрачней: приклонивый схождением Небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах твоих приемша рабий зрак, ужасаются звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.
Кондак, гл.8:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.